Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!

НЕ БУДЬ ТОРОПЛИВ, А БУДЬ ПАМЯТЛИВ

Дата: 26 ноября 2017 в 17:19, Обновлено 26 ноября 2017 в 17:24

                                                                                                           

                                                                   Запоминать умеет тот, кто может быть внимательным.                                                                                                                                                                                                                                                                      С. Джонсон

Все, что мы воспринимаем, чаще всего не проходит бесследно, а сохраняется в нашей памяти. Память – это свойство психики воспринимать, сохранять и воспроизводить полученную информацию.

Хорошая память – важнейшее условие успешного обучения, приобретения знаний.

На протяжении всей жизни человека память не остается неизменной, ее можно и нужно тренировать и развивать. Упражнениям и тренировке поддаются разные виды памяти, в зависимости от того, что именно запоминается: конкретные образы (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные), движения, эмоции, чувства, слова.

Важно наличие или отсутствие цели что – то запомнить, припомнить, сохранить материал надолго или нет. Помнить можно долго (иногда всю жизнь), а можно всего несколько секунд. Поскольку обучение в школе носит, как правило, словесный характер и направлено на усвоение значительного объема информации, успешность обучения во многом обусловлена уровнем развития памяти, прежде всего смысловой (желательно долговременной).

В результате организации целенаправленной работы взрослого с ребенком создаются условия для развития в старшем дошкольном возрасте способностей к образному, детальному запечатлению, освоению ряда мимических приемов, принятию цели запомнить, осознание необходимости применить усилие для запоминания, контроля при воспроизведении и др. Специальными исследованиями было установлено, что разные виды памяти развиваются у детей по – разному. Так, у мальчиков выявлена следующая последовательность:

· Вначале лучше развита память на предмете;

· Затем – на слова со зрительным и слуховым содержанием;

· Потом – на звуки, числа и отвлеченные понятия;

· И, наконец, на пережитые эмоции.

У девочек эта последовательность несколько иная:

· Сначала сильней проявляется память на слова со зрительным содержанием;

· Потом – на предметы;

· Далее – на звуки, числа и отвлеченные понятия;

· На пережитые эмоции (как у мальчиков).

Это связывают с тем, что зрительная память у девочек развита лучше, чем у мальчиков. Если же результаты проверки памяти оказались «скачущими» и ребенок запоминает то 5 – 6, то 2 – 3 слова, это обычно является проявлением быстрой утомляемости. Такие результаты чаще всего бывают у детей ослабленных, болезненных, с повышенной возбудимостью. В первую очередь они нуждаются не в тренировки памяти, а в оздоровительных мероприятиях, направленных на улучшение сознания здоровья.

КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ?

Развивать у детей любознательность, интерес к окружающему;

строить обучение в соответствии с возрастом и с индивидуальными потребностями и интересами ребенка;

Широко использовать игровые мотивы, побуждающие запоминать;

варьирование повторений;

наглядности и слово;

заучивание стихов;

обучать специальным приемам для развития предпосылок логического запоминания, таким, как смысловое соотнесение и смысловая группировка (раскладывание картинок по определенным группам, каждая из которых либо обозначена одной картинкой, либо названа словом;

называние обобщающим словом сгруппированных картинок или названных взрослым слов и пр.);

Чаще обращаться к детям с вопросами, которые нацеливают его на воспоминания о прошедших событиях в их жизни или в жизни известных героев сказок, персонажей просмотренных мультфильмов;

Организовать работу по образцу (зрительному, словесному); зрительный образец сначала может быть постоянным, а затем время его рассмотрения постепенно сокращается;

Давать отсроченные во времени поручения дома и в детском саду (на вечер – утром, на завтра – вечером); Чередовать умственную деятельность с двигательною активностью (последняя снимает утомление и ускоряет протекание восстановительных процессов головного мозга).​

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.