Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме

Содержание учебной программы дошкольного образования ("Ребенок и общество")

Дата: 17 июля 2017 в 22:11

Первая младшая группа (от двух до трех лет)

Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях. Задачи развития воспитанника в деятельности:

-развивать:потребность в познании окружающего мира;интерес: к себе и миру людей, окружающей действительности; к игрушкам, личным вещам, окружающим предметам; труду взрослого;эмоциональную и сенсорную сферы на основе расширения действий с предметами и игрушками;игровое отношение к окружающему миру;потребность в игровой деятельности;игровые действия на основе усложнения сюжета игры;взаимоотношения детей в игре на основе становления их игрового взаимодействия;уверенность в себе, своих силах, проявление самостоятельных желаний;личность ребенка средствами различных видов труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе);

-формировать: представления о (об): себе и других (внешность, имя); значимости гигиенических процедур для здоровья; элементарных правилах поведения, способствующих сохранению своей жизни культурно-гигиенические умения;навыки культуры приема пищи;основы здорового образа жизни;умения адаптивного поведения и общения (преодоление дискомфорта, затруднения и т.д.);элементарные представления о предметах ближайшего окружения, их свойствах и функциях;навыки разнообразных действий с предметами быта;стремление к реализации понятной условной игровой цели и получению воображаемого результата;обобщенные игровые действия, переходящие в условные;игровое действие замещения;умение выполнять элементарные трудовые поручения; воспитывать: доброжелательное отношение к деятельности взрослых и сверстников, друг к другу в условиях игры рядом;желание быть самостоятельным при выполнении гигиенических процедур, заниматься каким-либо делом (игрой, рассматриванием книг, рисованием и т.д.) рядом и вместе с другими детьми, общаться с игрушкой, со сверстниками, трудиться;бережное отношение к предметам быта и результатам труда взрослых.

СОДЕРЖАНИЕ

-Самопознание

Представление о своей половой принадлежности.

Умение проявлять самостоятельные желания и возможности ("хочу", "не хочу", "могу", "не могу").

-Здоровье и личная гигиена

Представления о:процессах умывания, одевания, купания;потребности в чистоте и опрятности, понимании их смысла ("для здоровья", "для красоты", "чтобы другим было приятно смотреть и быть рядом", "чтобы взрослые радовались").

Умения:

выполнять правила гигиены;с помощью взрослого или самостоятельно:умывать лицо, мыть руки перед едой и после каждого их загрязнения (самостоятельно засучивать рукава, намыливать руки, тщательно смывать мыльную пену водой, досуха вытираться полотенцем)

;пользоваться носовым платком;

чистить зубы,

полоскать рот после приема пищи под наблюдением взрослого;правильно пользоваться предметами индивидуального назначения: расческой, салфеткой, стаканом для полоскания, полотенцем, носовым платком; горшком, вовремя сообщая взрослому о своих физиологических потребностях;правильно называть процессы умывания, купания, предметы и действия, связанные с ними.

-Культура питания

Приучение к здоровому питанию

.Поддержка потребности и инициативы:

не спеша пережевывать пищу, глотать, держать чашку и пить из нее;

правильно и самостоятельно пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой).

Выполнение элементарных поручений: после еды относить столовые приборы, хлебницы, салфетницы на раздаточный стол.

-Безопасность жизнедеятельности

Представления об элементарных правилах поведения, способствующих сохранению своей жизни:

не подходить близко к глубокой яме;при спуске с лестницы не перешагивать через ступеньки;держаться за перила;

при ходьбе и беге по неровной поверхности чаще смотреть под ноги;не брать в руки острые предметы;в многолюдных местах держаться за руку взрослого.

Соблюдение оптимального и рационального уклада жизни воспитанников в течение дня для обеспечения их психологического и физического благополучия.

Проявление взрослыми внимания, ласки, заботы к воспитанникам при организации всех режимных процессов.

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Представления:об элементарных способах общения;о сотрудничестве со взрослым по поводу предметов и действий с ними, стремлении слушать и слышать взрослого.

Умения:

обратиться с просьбой, поменяться игрушкой с другим ребенком;включаться в совместную деятельность, игру, развлечение;здороваться,

отвечать на приветствие взрослого, благодарить;выполнять его просьбы, доступные для выполнения (собрать игрушки, сложить в шкаф свою одежду, поднять упавшую вещь и др.).

-Адаптивное социальное поведение

Представление о том, что можно делать, а чего делать нельзя (нельзя драться, уходить от взрослых, кричать на детей и т.д.).

Умения:

пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи, благодарить словом, улыбкой, жестом;пожалеть другого человека (взрослого или сверстника), если он обижен, огорчен, расстроен

-Познание социума

Представления о:

родителях, близких взрослых;доступных воспитаннику культурных ценностях: город (деревня), национальные праздники и развлечения;родном крае (растениях и животных). Умения:

осознавать себя членом семьи и осознавать родственные связи (мои мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки, дяди и тети);различать других детей и взрослых по внешним признакам (одежде, прическе), имени, предпочтению игрушек; чужих и незнакомых людей.

-Рукотворный мир

Представления о (об):

предметах ближайшего окружения, с которыми действуют дети в повседневной жизни (предметы быта, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда, продукты питания и орудия труда), и их основных свойствах, частях и деталях;назначении предметов и действиях с ними (ложкой едят, на стульях сидят);свойствах и качествах предметов (шубка мягкая, кубик твердый, звонкий колокольчик);том, что все вещи и предметы сделаны людьми (повар готовит пищу, шофер привозит продукты, помощник воспитателя моет посуду);элементарных связях между предметами и человеком (одел шубу - стало тепло, включили лампу - стало светло), между назначением предмета, его строением и материалом, из которого сделан предмет (чашка бьется при падении, бумага рвется, обувь намокает);хозяйственно-бытовом труде взрослых, о том, что предметы сделаны людьми.

Умения:

различать окружающие предметы по форме, цвету, величине, назначению, практическому использованию (для купания, кормления), узнавать и называть их;выделять с помощью взрослого наиболее ярко выраженные качества и свойства предметов;замечать новые свойства и качества предметов, различать и называть части или целое (игрушки-вкладыши), существенные детали предметов (у стульев ножки, у шкафа дверь);действовать с предметами в соответствии с их социальным назначением;пользоваться предметами быта, игрушками (для купания, кормления куклы и пр.) в соответствии с их назначением и свойствами, различать их;обобщать предметы по существенным признакам и называть их (куклы, машины, кубики);проявлять:интерес к бытовому труду близких взрослых (мама шьет платье, моет посуду, папа пылесосит);бережное отношение к игрушкам, личным вещам, окружающим предметам как к результатам труда взрослых.

-Игровая деятельность

Особенности игровой деятельности.

Характерно доминирование интереса к разным игровым действиям (усадила кукол за стол, пошла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюльками, куклы остались ненакормленными).

Проявляется стремление действовать самостоятельно, выполнять отдельные действия, характерные для взрослого (укладывает куклу спать, как мама). Не называет себя именем взрослого, озвучивает игрушку, говоря от ее лица.

Содержание.

Игровые действия с игрушками, предметами; на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному; логика игровых действий определяется жизненной последовательностью; возникновение элементарной строительной игры.

Представления об:игровых действиях с игрушками;игре рядом с другими детьми.

Умения:

понять и принять игровую задачу, поставленную взрослым;отображать впечатления, полученные в повседневной жизни в игровой деятельности;отображать и воспроизводить действия взрослых с предметами в соответствии с их функциональным назначением в жизни человека (например, процесс купания, кормления куклы);играть на основе усложнения сюжета игры, включающего действия:одного персонажа с определенными предметами в одной или нескольких последовательно сменяющихся ситуациях: приготовление обеда, кормление дочки и т.д.;нескольких персонажей с набором определенных связей, а в дальнейшем с отражением некоторых отношений между ними;переходить к другому игровому действию на основе обобщения (ребенок некоторое время качает куклу и, считая, что она уже спит, переходит к другому игровому действию - укладывает ее в кровать);сравнивать свои игровые действия с действиями взрослого;передавать в сюжетно-отобразительной игре не только отдельные действия, но и элементы поведения взрослых в реальной жизни;проговаривать свои игровые действия;действовать в игре с воображаемыми предметами: кормит куклу несуществующей кашкой и т.д.;играть рядом, не мешая друг другу, вступать во взаимодействие друг с другом.

-Трудовая деятельность

Самообслуживание

Умения:

с помощью взрослого и самостоятельно:одеваться и раздеваться в определенной последовательности, надеть или снять майку, платье и т.п., из чего складываются целостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание и др.);расстегивать и застегивать пуговицы на одежде (спереди), одежду выворачивать на лицевую сторону, складывать ее на место;расшнуровывать и расстегивать обувь, с помощью взрослого зашнуровывать и застегивать ее;замечать непорядок в одежде, исправлять его самостоятельно или с помощью взрослого;правильно называть процесс одевания, предметы и действия, связанные с ним.

-Хозяйственно-бытовой труд

Представление о процессе уборки игрушек.

Умения

:ставить или класть на место игрушки после игр;выполнять несложные трудовые поручения (поставить стульчик к столу, разложить бумагу и карандаши для занятий).

-Труд в природе

Представление о труде взрослого посредством наблюдения (уход за растениями, животными).

Умение

выполнять элементарные трудовые поручения с помощью взрослого (покормить птичек, рыбок, полить растения).

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет)

Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.

Задачи развития воспитанника в деятельности: развивать:познавательную и эмоциональную сферы ребенка, воображение в условиях игровой, познавательной, трудовой деятельности;потребность в чистоте и опрятности (мыть руки с мылом после каждого загрязнения; пользоваться полотенцем, следить за аккуратностью одежды);стремление к видению и пониманию радостного, печального, спокойного эмоционального состояния человека;способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме;чуткость и чувство жалости по отношению к переживаниям близких людей, сверстников, героев детских сказок;интерес к предметам и материалам, познанию их особенностей, труду взрослых и его назначению;желание активно действовать с предметами рукотворного мира в различных видах деятельности;интерес к разным сюжетам игры;потребность в общении с другими детьми в условиях игровой деятельности;личность ребенка средствами различных видов труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд);

формировать:адекватные представления о себе, о других;осознание: себя как члена детского общества; своей половой принадлежности;начала психологической культуры;адекватную оценку своих действий, образа "Я" и положительную самооценку;навыки: самоконтроля; культуры приема пищи; умения и навыки, необходимые для поддержания здоровой жизнедеятельности;опыт игровых действий;способы решения игровой задачи, приобретающие обобщенность и условность;умение наделять себя, партнера, предмет или действие игровым значением, смыслом, обозначать роль в игре;представления о разнообразии предметного мира, его функциях и назначении;сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях;желание участвовать в трудовой деятельности; воспитывать:культуру целостного процесса принятия пищи;самостоятельность, осознанное и положительное отношение к самообслуживанию;интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;стремление к совместной игре, желание делиться игрушками;начала трудолюбия;осознанное и положительное отношение к труду;культуру и самостоятельность выполнения трудовых действий;уважение к труду взрослых и бережное отношение к продуктам их трудовой деятельности, предметам рукотворного мира ближайшего окружения;желание оказывать взрослым посильную помощь.

СОДЕРЖАНИЕ

-Самопознание

Представления о (об):своих частях тела;своем внешнем виде;опрятности;образе "Я" (Я - хороший);изменении своего социального статуса в связи с приходом в дошкольное учреждение.

Умения

:осознавать свою половую принадлежность и поведение, адекватное половой роли;позитивно относиться к себе.

Здоровье и личная гигиена

Представления о:

значении всех процессов самообслуживания (для здоровья, для красоты, чтобы другим было приятно смотреть и быть рядом);предметах одежды и обуви; предметах, используемых в самообслуживании (мыло, полотенце, водопроводный кран и пр.), и их назначении. Умения:

самостоятельно мыть руки и лицо: засучивать рукава, намыливать руки, тщательно смывать мыльную пену водой, умывать лицо, досуха вытираться полотенцем; под наблюдением взрослого чистить зубы;самостоятельно и правильно пользоваться расческой, носовым платком;самостоятельно или с небольшой помощью взрослого пользоваться туалетом, вовремя сообщать о своих физиологических потребностях;поддерживать опрятный внешний вид и испытывать радость от чистой, красивой одежды, аккуратной прически и, наоборот, отрицательные эмоции от вида грязных рук, грязной одежды, непричесанных волос.

-Культура питания

Первичные представления о полезности пищи.

Умения:

спокойно садиться за стол и выходить из-за него;правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой;есть аккуратно;не разговаривать, не прожевав и не проглотив пищу;пользоваться салфеткой, благодарить после еды.

-Безопасность жизнедеятельности

Представления о:

безопасных условиях окружающей среды;правилах безопасного поведения в группе, на улице, на дороге, дома: запрет приема лекарственных препаратов без разрешения взрослых; осторожное передвижение при спуске с лестницы; правила пользования игровым, физкультурным оборудованием, купания в бассейне, водоемах; запрет приближаться к открытому окну, двери балкона, запрет игры с огнем, уходить одному с незнакомыми людьми, выходить без разрешения за пределы участка детского сада, общаться с бездомными животными;простейших приемах оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях: кровотечение из носа, травма, ожог и др.;том, что следует пить только чистую (желательно бутилированную) воду.

Умения:

оберегать глаза от травм, переутомления (не трогать их грязными руками, не бросаться песком, использовать по назначению карандаши, рассматривать книги там, где много света);применять доступные правила поведения на улице, правила пожарной безопасности.

-Взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Представление о хороших и плохих поступках детей по отношению друг к другу в жизни и на картинках.

Умения:пользоваться уменьшительно-ласкательной формой имен;использовать вежливые обороты речи в общении друг с другом и взрослыми;давать оценку хорошим и плохим поступкам детей с помощью взрослого;выполнять отдельные действия по указанию или поручению взрослого.

-Адаптивное социальное поведение

Представления о:нормах поведения;порядке в групповой комнате и на участке.

Умения:

высказывать свои желания;словесно выражать свое состояние;культурно себя вести (не толкать, не бить другого, не забирать у него игрушку и т.д.);выполнять что-либо аккуратно, спокойно, не отвлекаясь.

-Познание социума

Представления о:том, как в семье заботятся друг о друге;близком окружении (помещениях группы, дошкольного учреждения, участках учреждения дошкольного образования; труде работников дошкольного учреждения и др.);некоторых особенностях внешности взрослых;труде взрослого с разными материалами, из которых он создает для воспитанников различные предметы, игрушки;своей малой родине - название города, поселка;народных и государственных праздниках.

Умения:

понимать:отдельные ярко выраженные эмоциональные состояния людей по мимике и жестам;особенности внешнего вида детей (аккуратный, неряшливый);узнавать членов своей семьи, называть их имена;позитивно относиться к близкому окружению и событиям, в которых воспитанник принимает участие;различать взрослых по половому признаку;узнавать людей в жизни и на картинке (фотографии);проявлять доброжелательное отношение к людям.

-Рукотворный мир

Представления о:предметах ближайшего окружения, с которыми дети активно действуют в повседневной жизни (игрушки, предметы быта, личные вещи, бытовая техника), их разнообразии, строении и назначении частей, из которых они созданы, качествах и свойствах этих предметов;назначении предметов домашнего обихода, транспортных средств, их строении;типичных действиях с ними (стул - на нем сидят, но сидеть можно и в кресле и т.д.);труде взрослых как способе создания и преобразования предметов, необходимых людям (для жизни, удовлетворения потребностей человека: посуда, одежда, дом, квартира, техника); простейших трудовых процессах (на примере шитья одежды для кукол, труда повара, водителя);некоторых видах труда (помощник воспитателя моет посуду, пол, окна, меняет полотенца, раздает еду; повар нарезает продукты, варит суп и др.) и профессиях, доступных непосредственному восприятию ребенка (врач, дворник, водитель, повар).

Умения:

видеть разнообразие окружающих предметов, познавать их свойства и качества;различать и называть существенные детали предметов (у стула - ножки, сиденье, спинка), похожие предметы (стул - табуретка, кофта - свитер);сравнивать и группировать предметы по цвету, форме, материалу, назначению;самостоятельно устанавливать связи между назначением предмета и его строением, материалом, из которого он сделан;устанавливать связь между качеством, свойством и назначением предмета (почему именно из этого материала сделан стул);замечать закономерности и зависимость предметов и явлений (если холодно - нужна теплая одежда, если идет дождь - взять зонтик);сравнивать предметы по сенсорным эталонам, функциям и назначению.

-Игровая деятельность

Особенности игровой деятельности:

развивается ролевая игра; происходит переход от сюжетно-отобразительной игры к сюжетно-ролевой игре. Дети включают в игру впечатления от восприятия художественных произведений, эпизоды из своей жизни, комбинируют их. В игре преобладают бытовые действия, отражающие процесс купания куклы, приема пищи и т.д. Появляются ролевые обозначения: я - мама, я - врач и т.д. Взятая роль придает смысл игровым действиям с предметами: мама выбирает предметы, необходимые для купания ребенка; врач подбирает для лечения градусник в виде карандаша и т.д. Ролевое взаимодействие осуществляется посредством предметно-игровых действий: врач лечит больного, измеряя температуру и т.д., на основе использования игрушек, реальных предметов и предметов-заместителей. Игра характеризуется целостностью сюжета, взаимосвязанностью отражаемых событий. Возникает интерес к сюжетам, отображающим игру в семью, больницу, транспорт и т.д.

Содержание игровой деятельности:

выполнение роли и вытекающих из нее игровых действий, среди которых появляются некоторые действия, передающие характер отношений к другим участникам игры. Роли имеют название до начала игры, определяют и направляют поведение ребенка. Появляется специфическая ролевая речь, обращенная к партнеру по игре.

Представления о

:роли в игре;способах взаимодействия и общения в условиях игры.

Умения:

воспроизводить в игре действия с игрушками, показанные взрослым и связанные с бытом (покормил куклу - уложил спать; снова покормил - и снова уложил спать);относить ряд игровых действий к одному и тому же персонажу (мама кормит, гуляет, укладывает спать, умывает, читает; доктор выслушивает больного, пишет рецепты, делает уколы, дает лекарство и др.);принимать роль персонажа, который задан в сюжете игры;отражать в игровых действиях внешнюю сторону деятельности (с чем человек действует: "человек - предмет") и специфические действия человека (врач ласково разговаривает с пациентами и т.д.);пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и подчинять их функциональное употребление замыслу игры;замещать реальный предмет другим предметом или игрушкой в соответствии с сюжетом игры;взаимодействовать с другими детьми и взрослыми в игре.

-Трудовая деятельность

Самообслуживание

Представление о необходимости самообслуживания (элементарные, связанные с внешней мотивацией: "для здоровья", "для красоты").

Умения

:самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, расстегивать и застегивать пуговицы на одежде (спереди), аккуратно вешать на стульчик; с помощью взрослого зашнуровывать, расшнуровывать и расстегивать обувь или застегивать ее; снимать, надевать и ставить обувь на место;контролировать выполняемые действия.

-Хозяйственно-бытовой труд

Представление о необходимости поддерживать порядок в групповой комнате и на участке.

Умения:

ставить и класть на место предметы быта, игрушки после игр;протирать детскую и игрушечную мебель;собирать листья, камешки, мусор на участке группы;мыть игрушки совместно со взрослым;выполнять трудовые действия: в соответствии с целью и планом, поставленными взрослым; аккуратно, спокойно, не отвлекаясь;осуществлять контроль за качеством выполняемых действий.

-Труд в природе

Представление о необходимости выполнения тех или иных трудовых действий по отношению к растениям, животным (элементарные: цветок хочет пить, рыбки проголодались, хомячку в грязной клетке плохо и т.д.).

Умения:

определять необходимость поливки растений по состоянию почвы;вытирать пыль с крупных кожистых листьев комнатных растений;давать корм и воду животным в уголке природы (корм и вода предварительно готовятся педагогом).

-Ручной труд

Представления о:

способах изготовления поделок, игрушек, свойствах материалов, из которых они изготовлены;безопасном применении орудий труда.

Умение

изготавливать игрушки, поделки из бумаги, иных материалов посредством аппликации, конструирования и т.д. под руководством педагога.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях. Задачи развития воспитанника в деятельности:

развивать:познавательные процессы и способности (воображение, пространственное мышление и т.д.);мотивационно-потребностную сферу ребенка и произвольность поведения;знаковые функции сознания (замещение одних предметов другими и их изображениями, использование речевых, математических и других знаков, создание из накопленных представлений новых образов);интерес к многообразию предметов рукотворного мира, познанию их особенностей, способов использования в собственной практической деятельности; к труду взрослых по созданию окружающих предметов, истории их создания;активную игровую деятельность детей (сюжетно-ролевую, дидактическую, подвижную) для формирования всех познавательных психических процессов и речи;способность к перевоплощению в игровую роль;игровые действия;межличностные отношения в условиях игры;личность ребенка средствами различных видов труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд);

формировать:интерес к своему внешнему облику и внутреннему миру;положительное отношение к себе и позитивную самооценку;адекватную самооценку, способность к оцениванию своего поведения, действий, их результатов;жизненно необходимые умения и навыки: самообслуживания, здорового поведения; безопасной жизнедеятельности; элементарные трудовые навыки;коммуникативные умения;умение использовать заместители вместо реальных предметов (кирпичик становится утюгом или паровозиком; карандаш - термометром и т.д.);сознательное и мотивированное выполнение добровольно принятых правил в игре;предпосылки к появлению коллективных строительных игр на основе расширения представлений детей об окружающем рукотворном мире;определенное мнение о поведении героев, отношение к их поступкам в различных сценках по составленным сценариям;позицию созидания, преобразования действительности, творческого осмысления сторон жизни взрослых на основе их воспроизведения с помощью ролей и игровых действий в условиях разных видов игр;обобщенные представления о предметах рукотворного мира, их общих признаках, свойствах и качествах; о взаимосвязи и зависимости их строения от назначения;представления о труде взрослых и их роли в создании предметов; воспитывать:чувство собственного достоинства, уважение к себе;потребность в соблюдении гигиенических правил, способствующих укреплению здоровья;качества личности (трудолюбие, отзывчивость, ответственность, настойчивость в достижении цели, умение договориться и т.д.);патриотические чувства;основы гуманного отношения к людям;бережное отношение к предметам рукотворного мира, желание бережно обращаться с игрушками, окружающими предметами;положительное отношение и уважение к труду, результатам человеческого труда и к тем, кто их создавал;желание принимать посильное участие в элементарных трудовых процессах хозяйственно-бытового труда, в индивидуальных и коллективных поручениях;культуру выполнения трудовых действий;доброжелательное отношение к сверстникам в процессе игровой и трудовой деятельности, желание помочь или, наоборот, поблагодарить за помощь;интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа.

СОДЕРЖАНИЕ

-Самопознание

Представления о:

своем росте и развитии;собственной уникальности и неповторимости;положительной самооценке;своих социальных ролях

. Умения:

осознавать себя;называть свою фамилию, имя, возраст;замечать непорядок в одежде, исправлять его самостоятельно или обращаться за помощью ко взрослым, сверстникам;проявлять уверенность в деятельности.

-Здоровье и личная гигиена

Представления о:

правилах здорового поведения;путях созидания своего здоровья;взаимосвязи природы и человека, влиянии окружающей среды на его здоровье;направленности, содержании, рациональных способах выполнения процессов самообслуживания;требованиях к гигиене;культуре поведения.

Умения

:заботиться о чистоте тела (перед едой самостоятельно быстро и тщательно мыть руки и лицо, после посещения туалета, а также при необходимости; чистить зубы утром и вечером, пользоваться расческой, носовым платком, мыть ноги);самостоятельно готовить постель ко сну;замечать неполадки в прическе, одежде, обуви, устранять их самому или с небольшой помощью взрослого;сохранять правильную осанку в различных жизненных ситуациях;соблюдать распорядок дня (вовремя ложиться спать, принимать пищу, гулять на свежем воздухе);бережно и внимательно относиться к своему здоровью: не ходить во влажной одежде, в мокрой обуви; здоровью окружающих людей;понимать важность охраны зрения и слуха;обращаться ко взрослому при малейшем недомогании и дискомфорте.

-Культура питания

Представления о:

профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта;полезности продуктов питания;сервировке стола;принятии пищи только в установленных местах: о том, что нельзя кушать в транспорте, во время прогулки на улице.

Умения:

выполнять обязанности дежурного по столовой: раздавать второе, третье блюдо, убирать посуду после еды;готовить несложные блюда.

-Безопасность жизнедеятельности

Представления о:поведении при возможных случайных встречах и общении с незнакомыми людьми (дома, в магазине, на улице, в лифте и т.п.);мерах предупреждения некоторых заболеваний (инфекционных);назначении лекарственных препаратов, которые без контроля взрослых принимать нельзя (никаких лекарств, витаминов, напитков, жевательных резинок и др.);номерах телефонов: домашнего, пожарной безопасности, милиции, "скорой помощи".

Умения:

свободно ориентироваться в помещениях детского сада;набирать нужный номер служб помощи;применять в повседневной жизни доступные правила поведения пешехода на улице, правила пожарной безопасности, правила пользования бытовыми приборами, орудиями труда.

-Взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Представления о

:совместном участии мальчиков и девочек в выполнении заданий с учетом традиционных представлений о мужских и женских ролях;соблюдении правил совместной деятельности и последовательности действий в коллективном труде;бережном отношении к продуктам деятельности (взрослого, сверстников);соотношении поступка и реакции окружающих на него (выражение взрослым положительных чувств, похвалы и положительной оценки или отрицательных переживаний по поводу деятельности ребенка).

Умения

:проявлять отзывчивость и содействовать переживаниям сверстников, взрослых;приветливо здороваться и прощаться;называть сверстника по имени;доброжелательно обращаться с просьбой, предложением, благодарить за помощь, угощение; выражать отказ, несогласие в приемлемой форме, не обижая другого;выполнять просьбы, поручения взрослого (сервировать стол, убирать игрушки и др.), оказывать посильную помощь взрослым (воспитателю, родителям);включаться в разные ролевые диалоги, изменять содержание диалога в зависимости от смены ролей, обмениваться ролями с воспитателем и действовать в соответствии с новой игровой позицией.

-Адаптивное социальное поведение

Представление о правилах поведения и культурного общения с другими людьми.

Умения:сдерживать себя и выражать свои чувства в приемлемой форме, подчиняться правилам и нормам;использовать способы общения, принятые в обществе.

-Познание социума

Представления о (об):

именах родителей, других членов семьи;видах деятельности взрослых (в детском саду, на почте, в ателье, в магазине);разных эмоциональных состояниях человека;том, что в Республике Беларусь живут белорусы, они говорят на белорусском и русском языках, столица Беларуси - Минск;своем поселке, улице, городе;национальном флаге, гербе, гимне, о народных героях, белорусских праздниках.

Умения

:видеть и понимать, когда человек спокоен, сердится, волнуется, радуется, грустит;понимать других людей;приобщаться к празднованию основных праздничных дат государства.

-Рукотворный мир

Представления о (об)

:взаимосвязи и зависимости строения предметов рукотворного мира от назначения (машины - самосвал, "скорая помощь", подъемный кран; жилой дом - магазин, городской дом - сельский дом);предметах рукотворного мира, качествах и свойствах, присущих предметам, материалах, из которых сделаны предметы (глина, бумага, ткань, дерево, пластмасса);распространенных видах транспорта по среде передвижения (наземный, воздушный, подземный), по назначению (грузовой, пассажирский); замечать многообразие пассажирского и грузового видов транспорта;существенных признаках, лежащих в основе родовых обобщений (игрушки, продукты питания, одежда);материалах, орудиях труда, инструментах, необходимых для работы людей разных профессий (столяр - рубанок, программист - компьютер, повар - сковорода и т.д.);трудовом процессе взрослых по созданию необходимых вещей, предметов; о разных видах трудовой деятельности, имеющих наглядно выраженный продукт, направленность на заботу о людях (продавец, швея).

Умения:

ориентироваться в многообразии предметов рукотворного мира;узнавать в предметах материалы, из которых они сделаны (бумага, металл, резина, кожа, ткань, дерево), знать их отличительные признаки (рвется, бьется, ломается);пользоваться предметами по назначению и бережно к ним относиться;группировать предметы по существенным видовым признакам (назначение, строение), дифференцировать предметы одного рода (посуда - чайная, кухонная, столовая);различать и сравнивать предметы одного вида (ботинки - кроссовки, гольфы - носки, платья разного фасона);различать и называть транспорт по среде передвижения (наземный, воздушный, подземный), по назначению (грузовой, пассажирский); в зависимости от строения предметов;использовать приобретенные представления об окружающих предметах, технике в непосредственной детской деятельности; в условиях экспериментирования (определение свойства ткани, вкуса продуктов и т.д.).

-Игровая деятельность

Особенности игровой деятельности.

Выполнение роли является для воспитанника значимым мотивом в игровой деятельности. Развивается желание выполнять ту или иную роль, формируется избирательное отношение к ролям. Необходима помощь взрослого для распределения ролей между детьми. Смысл игры заключен в отражении отношений между персонажами. Дети изображают отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов. Ролевая речь становится средством взаимодействия.Содержание сюжетно-ролевой игры. Основным содержанием игры становится выполнение игровых действий, связанных с отношением к ролям, выполняемым другими детьми. Выделены роли и правила в игре. Ролевые функции взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер, действия развертываются в четкой последовательности, строго воссоздающей реальную логику.

Представления о (об):последовательности (цепочке) игровых действий в сюжетно-ролевой игре разной тематики: бытовой (игра в семью, детский сад); производственной, отражающей профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, парикмахерскую, строителей, транспорт и т.д.);отношениях между людьми. Умения:решать игровые задачи на основе воображаемой ситуации и игровых действий;определять линию развития сюжета игры;соблюдать правила в игре, логику и последовательность игровых действий для решения игровой задачи;имитировать в игре определенные отношения между людьми;выделять роли и правила в игре, на которых строятся взаимоотношения детей, соблюдать их и следовать им;распределять роли между детьми;называть себя в соответствии с ролью;выделять игровые действия, передающие отношения к другим участникам игры (если каша накладывается в тарелочки, если нарезается хлеб, то все это дается "детям" на обед, и т.д.);подчинять свои действия действию других игроков;понимать друг друга, оказывать взаимопомощь в совместной игре;высказывать оригинальные идеи. Игра со строительным материалом Представление об объектах окружающего мира в процессе игры. Умения:анализировать предметы окружающей действительности;коммуникативные умения и технические, "строительные" навыки, приводящие к получению результата в виде постройки;заранее распределять функции игроков в строительной игре.

-Трудовая деятельность

Самообслуживание

Представление о необходимости самообслуживания (с точки зрения необходимости для красоты, здоровья, привлекательности, самостоятельного выполнения действий, не обращаясь за помощью ко взрослому).

Умения:

самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (с небольшой помощью взрослого: застегнуть верхнюю пуговицу на шубе, молнию на платье и т.д.), пуговицы расстегивать и застегивать (спереди), выворачивать одежду на левую сторону, складывать одежду и аккуратно вешать на стульчик; ставить обувь на место, очищать обувь и одежду от снега;самостоятельно завязывать шнурки;выполнять трудовые действия по самообслуживанию осознанно, понимая необходимость их выполнения.

-Хозяйственно-бытовой труд

Представление о значимости хозяйственно-бытового труда в жизни людей (поддержание чистоты, порядка необходимо "для здоровья", "для того, чтобы было приятно находиться в чистом помещении", "чтобы разбросанные игрушки не мешали другим детям" и т.д.).

Умения:

совместно с педагогом поддерживать порядок в групповой комнате и на участке (убирать игрушки, вытирать с них пыль, протирать игрушечную мебель, столы, стулья, подоконники, стенки аквариума, мыть горшки для цветов, расчищать дорожки от мусора, снега, перекапывать песок в песочнице);осуществлять простейшие процессы хозяйственно-бытового труда (сервировка стола, уход за предметами и игрушками, мытье игрушечной посуды, вытирание пыли, стирка салфеток и др.) в собственной трудовой деятельности;совместно с педагогом стирать кукольное белье, подклеивать книжки, ремонтировать коробки из-под настольных игр;помогать педагогу в украшении групповой комнаты к праздникам;выполнять обязанности дежурного по столовой (раскладывать ложки, вилки, ножи, мелкие тарелки, ставить хлебницы, салфетницы, после еды убирать все на место);с помощью взрослого ставить цель трудовой деятельности, планировать трудовые действия, оценивать результат;выполнять обязанности дежурного по подготовке к занятиям (раскладывать принадлежности для рисования, аппликации, конструирования и др., после занятия убирать все на место);совместно с педагогом приводить в порядок орудия труда, инвентарь;выполнять совместную со сверстниками трудовую деятельность.

-Труд в природе

Представления о (об):

условиях, необходимых для жизнедеятельности растений (солнечный свет, влага, почва) и животных (температура воздуха в помещении, необходимость определенной пищи, питья, воды (для рыб) и др.);правилах посадки семян растений (бобы, фасоль, настурция, тыква, горох, редис, овес, свекла, репчатый лук, тюльпан, нарцисс, картофель и др.), ухода за растениями (полив, рыхление), в том числе за комнатными растениями;правилах ухода за животными (приготовление кормов, воды, чистка клеток, поддержание в чистоте поилок, аквариума, кормушек).

Умения

:совместно с педагогом осуществлять посев растений: семена крупной и средней величины; с помощью педагога сажать бобы, фасоль, настурцию, тыкву, редис, горох, овес, свеклу, тюльпан, нарцисс, картофель; самостоятельно сажать лук, определяя при помощи условной мерки расстояние и глубину посадки;определять необходимость полива и рыхления почвы растений в уголке природы и на участке, правильно рыхлить растения (у комнатных растений по краям горшка, на участке - между рядами растений, пользуясь ручным рыхлителем);самостоятельно готовить и давать корм и воду животным (крошить, отмерять количество воды при помощи условной мерки);помогать педагогу менять воду в аквариуме, чистить клетки, мыть поилки, кормушки.

-Ручной труд

Представления о:

необходимости ручного труда (поделка в подарок маме, для украшения группы и т.д.);свойствах и качествах материалов, из которых изготавливаются игрушки, поделки;способах изготовления поделок из различных материалов посредством аппликации, конструирования и т.д.

Старшая группа ( от 5 до 6 лет)

Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях. Задачи развития воспитанника в деятельности:

развивать:потребность в познании своего "Я" и социальной действительности;социальную активность в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми для позитивного самоутверждения и признания;социальные способности к пониманию поведения взрослых и сверстников;социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения;осознание своей принадлежности к семье, детской группе, обществу в целом;интерес к социальной действительности; к труду взрослых, труду своих родителей; к взаимоотношениям людей разных профессий;художественный вкус и способность окружать себя предметами, приносящими эстетическое удовольствие,

создавать уют;творческие и организаторские способности, воображение и фантазию;мотивы (социальные, познавательные), значимые для формирования предпосылок учебной деятельности;произвольность поведения (дисциплинированность, выдержка, терпение и др.), самоконтроль;способность сопереживать партнеру по игре; формировать:положительное отношение к себе, другим и окружающему миру;позитивную самооценку, "Я-концепцию";навыки культуры: самообслуживания; поведения во всех режимных моментах (при умывании, приеме пищи, одевании и др.);культурно-гигиенические навыки;потребность в эмоционально насыщенном содержательном общении со взрослым и с детьми в игре, в различных видах деятельности;представления о предметах рукотворного мира, их значении в жизни человека;опыт игровых действий, отображающих смысл социальных отношений;коммуникативные умения (умение договориться, преодолеть конфликты в игре на основе мирного соглашения и т.д.);умения взаимодействовать с партнером по игре на основе ролевого диалога; планировать развитие содержания игры; подчиняться правилам ролевого поведения, не отступать от них;правила общения, влияющие на характер взаимоотношений участников игры, их доброжелательное партнерство;личность ребенка средствами трудовой деятельности;образ малой родины; воспитывать:осознанное отношение к здоровому образу жизни;гуманные отношения, эмоциональную привязанность и доверие к близким взрослым и сверстникам;патриотические чувства;чувство любви к родному краю и гордости за него;нравственные качества белорусов: доброту, отзывчивость, трудолюбие, гостеприимство, честность и др.;бережное отношение к предметам, используемым в играх, быту и повседневной жизни;оценочное отношение ребенка к качеству исполнения роли;нравственные и эстетические чувства;уважение и бережное отношение к труду взрослых, к людям разных профессий;желание и стремление самим активно участвовать в создании предметов рукотворного мира и обогащении предметно-развивающей среды (оформление интерьера группы, создание игрушек и предметов для игровой, театрально-художественной деятельности).

СОДЕРЖАНИЕ

-Самопознание

Представления о:

своем "Я" и личностных качествах в совместной деятельности с другими;внутренней позиции учащегося (развитие познавательной мотивации, интереса к школе, книгам);своих возможностях, достижениях, оценке своих поступков;своих правах и обязанностях в группе, семье, на улице.

Умения:

реализовать свою личностную позицию и изменить ее;адекватно воспринять себя во времени на основе формирования самооценки и уровня притязаний ("Я могу это сделать за 5 минут", "Я был, есть, буду..." и др.);проявлять внимание к собственному внутреннему миру, уверенность в себе, в своих силах и самоуважение;прислушиваться к себе: собственным переживаниям, эмоциональным состояниям;осознать свои возможности, достижения на основе понимания своих способностей, интересов;видеть себя в "зеркале" другого человека;оценивать свои поступки с позиции общих ценностей: добро - зло, справедливо - несправедливо, хорошо - плохо;ориентироваться на мотивацию своего поведения с позиции гуманности, доброжелательности, справедливости, сопереживания;элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;называть свой домашний адрес;осознавать себя субъектом деятельности; членом семьи, коллектива сверстников.

-Здоровье личности и личная гигиена

Представления о том, что красивым и здоровым тело делают физические упражнения и отдых; полезная пища; свежий воздух; чистота.

Умения:

внимательно относиться к своему здоровью (правильно одеваться, положительно относиться к профилактическим осмотрам, прививкам);замечать и самостоятельно ликвидировать беспорядок в своем внешнем виде;без напоминания взрослого перед едой быстро и чисто мыть руки и лицо, самостоятельно мыть в ванной свое тело (намыливать и смывать водой), перед сном самостоятельно мыть ноги; готовить постель ко сну и убирать ее после сна;после еды полоскать рот (или чистить зубы), мыть свой стаканчик; причесываться;обслуживать себя в быту, использовать по назначению предметы гигиены, быть опрятным;ощущать свое самочувствие и при малейшем недомогании и дискомфорте обращаться к воспитателю, помощнику воспитателя;проявлять полоролевые модели поведения.

-Культура питания

Представления о:значении рационального питания для здоровья человека;правилах:сервировки стола, пользования столовыми приборами;поведения за столом (не кричать, не говорить с набитым ртом, не класть локти на стол, сохранять правильную осанку);необходимости уважительно относиться:к труду повара, мамы, других взрослых по приготовлению пищи, благодарить за приготовленные блюда;к хлебу как основе рациона человека и продукту тяжелого труда многих людей.

Умения:

пользоваться столовыми приборами;совместно со взрослым выбирать полезные для здоровья продукты, помогать готовить блюда из них;связанные непосредственно с приемом пищи: не спешить, не хватать горячую пищу, брать пищу маленькими кусочками, старательно пережевывать, не отвлекаться во время приема пищи, не наклонять тарелку с первым блюдом, фрукты из компота кушать десертной ложкой, косточки сплевывать аккуратно в ложку, хлеб отламывать маленькими кусочками, но не крошить.

-Безопасность жизнедеятельности

Представления о:

правилах дорожного движения; безопасности при пользовании колющими и режущими орудиями ручного труда; безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях; пожарной безопасности: правила использования спичек, пользования электрическими и газовыми бытовыми приборами и т.п.; общения с незнакомыми людьми на улице, когда остаются одни дома, при встрече с бездомными животными;значимости правильного безопасного поведения для охраны своей жизни и здоровья; своих возможностях в охране жизни и здоровья.

Умения

:внимательно относиться к своему здоровью (знать опасные места, предметы и уметь избегать опасности);оберегать глаза от напряжения, попадания инородных предметов;соблюдать правила безопасности при быстрых движениях, при ходьбе по лестнице, в гололедицу, катании на санках, коньках, лыжах и др.;ориентироваться в сложных жизненных ситуациях: обращаться при необходимости за помощью к знакомым, сотруднику милиции, позвонить в пожарную охрану, вызвать "скорую помощь";соблюдать правила дорожного движения;пользоваться светоотражающими элементами.

-Взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Представления о

:социальных нормах взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способах оказания помощи младшим, внимательного отношения к сверстникам противоположного пола;возможности проявить инициативу;позиции старших в дошкольном учреждении.

Умения:

проявлять доброжелательность, взаимопонимание, чуткость, сопереживание, способность к эмпатии и децентрации;планировать совместную деятельность, учитывая интересы и мнение сверстников; действовать совместно в разных видах деятельности;поддерживать порядок, оказывать посильную помощь малышам (помогать им одеваться и раздеваться, наводить порядок в групповой комнате, на участке);проявлять инициативу на основе побуждения не только мотивации, связанной с личной пользой, удовольствиями, но и мотивами общественной пользы;бережно относиться к результатам труда взрослых;оказывать посильную помощь взрослым;вступать во взаимодействие с родственниками в соответствии со своими ролями;принимать позицию другого и действовать по отношению к нему как к самому себе;элементарного самоконтроля и саморегуляции своих взаимоотношений с окружающими.

-Адаптивное социальное поведение

Представления о (об):

навыках социально одобряемого поведения в семье и общественных местах;адекватных моделях общения и поведения.

Умения

:высказывать просьбы, поручения, предложения, называть другого человека по имени; быть способным принять точку зрения другого человека; быть доброжелательным;с помощью взрослых в новой обстановке или самостоятельно в привычных условиях выбрать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста;сдерживать свои негативные побуждения, избегать конфликта со сверстниками, самому остановить ссору или обратиться к воспитателю;выбирать модель общения и поведения, адекватную эмоциональному и физическому состоянию другого человека (взрослого или ребенка);проявлять чуткость к эмоциональному и физическому состоянию старших (мама отдыхает - нельзя шуметь; бабушке тяжело нести сумку - надо помочь; у бабушки болят ноги - надо идти медленнее).

-Познание социума

Представления о (об):

явлениях социальной действительности;культурных ценностях;своей семье (значение семьи в жизни человека; зачем нужна фамилия, откуда отчество; родословная - старинная белорусская традиция; герб семьи; будни и праздники в семье, традиции, совместный отдых);близких родственниках, их занятиях;своем детском саде как о втором доме;том, как живут люди в Республике Беларусь, как помогают друг другу; какие трудности возникают в жизни инвалидов, пожилых людей;географическом расположении Республики Беларусь, с какими государствами граничит;символах белорусского государства (флаг, герб), Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек);государственных и народных праздниках; декоративно-прикладном искусстве; народном кукольном театре;достопримечательностях родного города, села, столицы республики, своей Родины;эмоциональных и физических состояниях людей и социальных нормах их взаимоотношений.

Умения:

рассказать о своей семье;рассказать о детском саде;определять и называть разные эмоциональные состояния людей по мимике, жестам.

-Рукотворный мир

Представления о (об):

предметах рукотворного мира, мире техники и ее значении для человека: игрушках, предметах домашнего обихода, технике и приборах, одежде, сувенирах;предметах, облегчающих труд человека в быту, об общих признаках, свойствах и качествах;распространенных видах транспорта;истории возникновения того или иного предмета, способа действия с ним, о том, как изменились предметы (средства передвижения, письма, игрушки, одежда, обработка материалов и т.д.), стали более удобными и полезными;содержании труда взрослых по созданию предметов рукотворного мира (одежды, обуви, посуды, мебели);профессиях, связанных с созданием предметов рукотворного мира (строителя, швеи, продавца, рабочих на заводе и фабрике, работниках сельского хозяйства);наиболее распространенных видах труда белорусов, выпускаемой на белорусских предприятиях продукции, разных отраслях промышленности (заводы и фабрики, труд в сельском хозяйстве) и традиционных ремеслах.

Умения

:объяснять назначение незнакомых предметов и различать их особенности (гибкий, хрупкий, прозрачный, вертящийся);сравнивать предметы по их видовому и родовому признакам, выделяя и сопоставляя их различия и свойства; самостоятельно приходить все к новым обобщениям (сумка и портфель, платье и сарафан);самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы;группировать, обобщать и классифицировать предметы по внешним и внутренним признакам (по цвету, форме, размеру, весу, скорости передвижения, назначению, профессиональной принадлежности);пользоваться предметами в соответствии с их особенностями и назначением, бережно к ним относиться;видеть в предметах красоту сочетания формы, цвета, размеров и их целесообразность в практическом применении;определять взаимосвязь деятельности людей в трудовых процессах.

-Игровая деятельность

Особенности игровой деятельности: расширяется тематика сюжетно-ролевой игры, ролевых и режиссерских игр-драматизаций, дидактических игр. Смысл игры проявляется в типичных ролевых отношениях. На основе ролевых диалогов устанавливается игровое взаимодействие. Дети стремятся исполнять роли в соответствии со своей половой принадлежностью. Для них важна не столько логика, последовательность игровых действий, сколько смысл социальных отношений. Дети осознанно подходят к выбору сюжета, предварительно его обсуждают, планируют развитие его содержания. Появляются новые сюжеты, связанные с полученными впечатлениями и влиянием времени (игра в банк, охрана правопорядка, по мотивам мультфильмов и т.д.). Происходит переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений); усиление целенаправленности, последовательности, связности изображаемого. Сюжетно-ролевая игра Содержание игры. Основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети. Роли ясно очерчены и выделены. Ролевые функции взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер, действия развертываются в четкой последовательности, строго воссоздающей реальную логику.

Представление о правилах общения, влияющих на характер взаимоотношений участников игры. Умения:моделировать реальные отношения между людьми (социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека);планировать свое поведение, раскрывая образ выбранной роли;договориться, преодолеть конфликты в игре на основе мирного соглашения и т.д.одновременно и одинаково последовательно осуществлять игровые действия, согласовывать их;устанавливать очередность выполнения наиболее привлекательных ролей и т.д.;наблюдать за сверстниками, сравнивать их игровые действия со своими;радоваться успехам партнера по игре;сотрудничать в игровой деятельности, согласовывать тематику игры, планировать ее развитие, выбирать средства для реализации замысла;принимать решения для разрешения проблемно-игровых ситуаций.

-Трудовая деятельность

Самообслуживание

Представление о необходимости труда по самообслуживанию с точки зрения значимости для красоты, здоровья.

Умения

самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду, завязывать шнурки, содержать одежду и обувь в чистоте.

-Хозяйственно-бытовой труд

Представление о значимости хозяйственно-бытового труда с точки зрения сохранения здоровья, заботы об окружающих.

Умения:

поддерживать порядок в группе, на участке (вытирать пыль с подоконников, мыть игрушки, строительный материал, собирать мусор на участке, чистить дорожки от снега, перекапывать песок в песочнице, помогать педагогу выносить на прогулку игрушки, инвентарь);под наблюдением педагога ремонтировать книжки, коробки для игр;выполнять обязанности дежурного по столовой (сервировать стол, затем убирать со стола);выполнять обязанности дежурного по подготовке к занятиям (раскладывать принадлежности, после занятий убирать их).

-Труд в природе

Представления о (об):условиях, необходимых для жизнедеятельности растений (солнечный свет, влага, почва) и животных (температура воздуха в помещении, необходимость определенной пищи, питья, воды (для рыб), поддержание чистоты в клетке, аквариуме и др.);способах выполнения видов работ.

Умения:

выполнять обязанности дежурного по уголку природы (поливать растения, кормить животных, совместно со взрослым чистить клетки, аквариум);ухаживать за растениями (перекапывать почву, сеять семена, поливать растения, рыхлить землю, пропалывать грядки, совместно со взрослым собирать урожай);ухаживать за животными (периодически кормить, менять воду, убирать клетки, совместно с педагогом чистить аквариум).

-Ручной труд

Представление о свойствах различных материалов (бумага, ткань, солома, бросовый материал и др.), возможностях применения различных материалов для создания поделок. Умение изготавливать поделки из различных материалов.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.