Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Терапевтические сказки. Сказкотерапия для детей

Дата: 25 ноября 2020 в 09:43

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент развития. Основным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора (метафора - это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту), от точности подбора метафоры зависит эффективность работы врача с пациентом. Сказкотерапия – это один из самых быстрых и эффективных методов работы с детьми. Сказки оказывают большое влияние на формирование логического мышления и развития фантазии у детейчто в конечном результате приводит к развитию способностей ребенка.

Психологи в детском саду  сталкиваются с тем, что многие родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Что могут дать такие  сказки для детей?

Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности», т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.

  • Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
  • Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.
  • Страхи и тревоги по самым различным поводам.
  • Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным

Современная психология  создала особые – психотерапевтические – сказки. Есть огромное количество готовых  сборников таких сказок. В таких сборниках есть сказки  для детей, которые плохо засыпают, плохо кушают, стесняются, дерутся, не хотят ходить в детский сад, не убирают игрушек, обманывают родителей, не садятся на горшок, жадные и т.д. и т.п.  Есть сказки, которые воспитывают ребенка добрым, умным, сильным, лидером. Авторские  сказки индивидуальные, для каждого конкретного ребенка. Например, для ребенка, который тяжело переживает развод родителей. Для детей, которые столкнулись со смертью близких. Для детей, у которых есть навязчивости, например, долго моют руки. Для детей, у которых есть такие заболевания, как аллергия, астма, и другие хронические заболевания. Детское воображение очень развито, и в этом возрасте им очень легко справляться со своими болезнями. Замечательно терапевтические сказки влияют на детей, которые плохо учатся. Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая ее. Это дает ему возможность быть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать «сказочный урок», проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы, миниатюрных фигурок. Все, что требуется от родителей – это читать (лучше рассказывать) сказку перед сном каждый день в течение 2-3 недель, а  потом по желанию самого ребенка.

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Также в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.

В общении и работе с людьми существует огромный простор для творчества. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения и совершенствования взаимодействия с окружающим Миром. Основной принцип этого метода – духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его Душе. Забота о Душе (в переводе с греческого) – и есть терапия. Так как мы используем простую и понятную ребенку форму Сказки, то этот метод называется Сказкотерапия.

Сказкотерапия - созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому клиенту своей собственной сказки.

В психологической практике используется разнообразный литературный материал. «Сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы сознания и подсознания» называют народные сказки. На метафорическом уровне по происхождению и механизму действия они сопоставимы с генным аппаратом человечества. Психологи, работающие в технике М.Эриксона, используют не только народные сказки, в том числе, восточные притчи, но и создают свои «истории», работающие с определённой проблемой, ли обращённые к конкретному человеку.

Сказка может помочь решить следующие задачи в социально-психологической и педагогической деятельности:

1. Прежде всего, это установление контакта с ребёнком, создание комфортной, соответствующей возрастным особенностям среды. Будучи эмоционально включён в происходящее, ребёнок с готовностью принимает задачи на разнообразную познавательную деятельность. Сказочный сюжет выступает и как канва некоторого занятия (в которое включены упражнения на мелкую моторику, образное мышление и т.д.), и как материал для преобразования, экспериментирования, экспериментирования со словами, предложениями, ситуациями (т. о. развития речевого, словесно-логического мышления).

2. Идентифицируясь с героями литературного произведения, сопереживая их приключениям, ребёнок получает возможность проигрывания многих чувств: страха, стыда, обиды и т.д. Это происходит и при обычном слушании сказки. Усиление же терапевтического эффекта достигается при проигрывании сказочных сюжетов. Игры - драматизации доступны детям уже с 3-летнего возраста. При соответствующем участии взрослого они приближаются к психодраме, т. к. ребёнок не переживает нечто, но и выражает чувства в реальном взаимодействии. Поэтому игры - драматизации на сказочные сюжеты могут входить в программу психотерапевтической работы.

3. Сказки разговаривают с ребёнком на эмоционально насыщенном, близком ему языке метафор, без прямого наставления. Они не только «дают ребёнку почувствовать, что он не одинок в своих страхах и переживаниях», но и предлагают в образной форме аналогичные обучающие ситуации, т.е. позволяют ребёнку «видеть» новые ролевые позиции, новые способы действия. Многие социально-психологические и педагогические подходы делают акцент на осознание ребёнком морально-этических норм, т.е. влияют на расширение поведенческого репертуара.

4. В осознании нуждаются не только этические нормы, но и собственно чувства. Сказка, с одной стороны, вовлекает ребёнка в мир переживаний, с другой стороны - сохраняет способность видеть происходящее «извне».

В некоторых группах нашего детского сада была предложена следующая терапевтическая сказка. 

В качестве закрепления полученного опыта, детям было предложено нарисовать  главного героя сказки - веселого Ежика. То, насколько ярким и живым они его видят, можно посмотреть по ссылке "Веселый ежик"

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.