Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме

Воспитание валеологической культуры детей дошкольного возраста

Дата: 5 сентября в 11:22
Автор: Рубан Ж. В.

Валеологическая культура ребенка, рассматривается как совокупность нескольких компонентов осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а также самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской помощи, психологической самопомощи.

Исходя из этого, можно конкретизировать задачи воспитания валеологической культуры дошкольников.

Это формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих и сохраняющих здоровье, становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской, психологической помощи.

Впервые о необходимости привития валеологической культуры человеку и ее сущности заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников.

Он считал самое главное – научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

         Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% от его образа жизни.

Также очевидно, что становление валеологической культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов. Валеология и педагогика в тесном сотрудничестве накопили некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека, представлений у дошкольников о себе как о представителях человеческого рода, основ безопасности детей дошкольного возраста, необходимых знаний, умений и навыков для организации здорового образа жизни. Этот опыт должен быть востребован в педагогическом процессе дошкольного учреждения.

Проблема реализации этого опыта в ДУ связана с необходимостью определения оптимальных педагогических условий, которые позволяли бы эффективно воспитывать валеологически культурных дошкольников;

-создания механизмов включения валеологического содержания в педагогический процесс;

-Определение особенностей взаимодействия педагога и ребенка в ходе освоения валеологических умений и навыков, технологии валеологического сопровождения дошкольника;

-Создание валеологически развивающей среды ДУ;

-Формирования подходов к взаимодействию с семьей.

Представляется также значимым определить такие внешние факторы развития, которые бы активизировали и инициировали потенциальные возможности детей, содействуя эффективному решению обозначенной проблемы. Процесс воспитания валеологической культуры дошкольников должен быть организован как целостный: задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности. Исходя из этого, конкретизируется содержание взаимодействия педагога и ребенка в каждой возрастной группе, отбираются адекватные методы и приемы.

Целесообразно использовать технологию целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности, что означает:

*субъективную позицию педагога в решении задач профессиональной деятельности;

*педагогическую диагностику как основу для проектирования педпроцесса;

*субъект-субъектное взаимодействие педагога с ребенком;

*дифференцированный подход к воспитанникам в процессе педагогического взаимодействия;

*эмоционально-комфортную, взаимообогащающую атмосферу в ДУ;

*наличие материальной развивающей среды, инициирующей проявление субъективных качеств и свойств ребенка, содействующей его воспитанию и развитию;

*открытость педагогического процесса и педагогического сообщества к продуктивному взаимодействию с семьей;

Исходя из этого, к числу первичных педагогических условий воспитания валеологической культуры дошкольника можно отнести субъективную позицию педагога, которая позволяет ему постоянно развивать и обогащать свою профессиональную компетентность.

Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка является валеологическая культура семьи.

Ее становление и обогащение осуществляется с помощью следующих форм взаимодействия с родителями: *индивидуальное консультирование родителей врачом и психологом;

*выпуск газеты «Расти здоровым»;

Тематика газет может быть следующей:

«Если у ребенка ОРВИ»,

«Дыхательная гимнастика и здоровье ребенка»,

«Домашняя аромотерапия Рецепты аромотерапии в оздоровлении детей»,

«Предупреждения нарушений и утомления зрения»,

«Игры с острова Здоровья»,

«Витаминотерапия и оздоровление детей»,

«Учитесь болеть без лекарств»,

«Тайны здоровой пищи»,

«Зарядка, которую хочется делать»,

«Целебные травы в процессе оздоровления детей».

( Журнал «Дошкольное воспитание» 2004, №11. Статья «Будь здоров малыш! Валеологическая газета – одна из форм сотрудничества ДОУ с семьей». Стр.16)

Здесь:

Выпуск газеты №1- «Семь родительских заблуждений о морозной погоде»»,

выпуск №2 «Чтоб улыбка сияла», рубрики: мама- первый стомотолог; привычка – вторая натура; зачем идти к врачу? Кое-что о зубной счетке;

Выпуск №3 – «Не такой упорный недуг респираторный» (лечебная гимнастика, комплексы упражнений); * семинары-практикумы по обретению родителями валеологических профилактических умений и навыков; *встречи с врачами – специалистами;

*устный педагогический журнал;

Важным условием воспитания и развития ребенка является создание валеологически развивающей среды.

Это правильно оборудованные физкультурные уголки в группах, которые содержат: атрибуты для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастик, коррекции осанки. Зоны здоровья с дидактическим играми, пособиями, библиотекой, папками-передвижками, растениями, приносящими человеку пользу. Зоны тишины и покоя (уголки уединения), позволяющие ребенку отдохнуть и расслабиться, побыть наедине с собой. Создавая валеологически развивающую среду, необходимо научить ребенка ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Таким образом, характер взаимодействия педагога и ребенка в валеологической среде определяется как педагогическая поддержка: взрослый поддерживает ребенка, направляет его и помогает ему активно использовать среду в решении обозначенных задач.

Педагогическая поддержка - особая сфера педагогической деятельности. Важным ее условием является диалог и сотрудничество взрослого и ребенка в форме бесед, совместного решения проблем и ситуаций выбора объектов среды и действий с ними, активизация самостоятельного выбора объектов среды, с которыми ребенок хочет взаимодействовать.

Если ребенок чувствует себя уверенно в среде, успешно решает задачи, то педагогическая поддержка заключается в похвале и поощрении, ориентации на успех, организации выбора и решении постепенно усложняющихся задач валеологического содержания. Если же ребенок отказывается от взаимодействия со средой, пассивен в ее освоении, то педагог должен в процессе индивидуального взаимодействия вводить его в среду, предлагать совместно осваивать ее, используя игровые приемы, стремясь заинтересовать ребенка ее компонентами, поощрять его действия. Процесс воспитания валеологической культуры обеспечивается в том числе активностью и самостоятельностью самого ребенка, поэтому педагогу необходимо поддерживать эту активность, создавать условия для возникновения интереса к решению задач валеологического содержания и успешности этого решения. Это возможно путем обеспечения индивидуального психолого-педагогического-медико-валеологического сопровождения ребенка. Его задачами являются следующие: *комплексная диагностика и проектирование индивидуального валеологического образовательного маршрута ребенка;

* проектирование валеологически целесообразного педагогического процесса, учитывающего особенности развития ребенка и содействующего укреплению и сохранению его здоровья;

*организация взаимодействия дошкольника с педагогом и специалистами (врач, медсестра, педагог-психолог, педагог изостудии, музыкальный руководитель, руководитель физвоспитания) в условиях целостного педагогического процесса;

*оперативная корректировка педагогического процесса, направленного на решение задач воспитания валеологической культуры дошкольников и задач воспитания и развития в целом;

Решение поставленных задач службой сопровождения содействует становлению валеологически культурного человека.

Ребенок обретает опыт здравотворчества, здорового образа жизни; этому содействует согласованная деятельность педагогического коллектива и семьи, организация режима дня и питания детей, сред, с которой взаимодействуют дети.

С раннего возраста ребенок накапливает опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевает соответствующей компетентностью, стремится проявлять ее.

Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольников будет обеспечено взаимодействием следующих педагогических условий:

*компетентность педагогов в решении задач, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников;

*валеологическая культура семьи;

*интеграция задач воспитания валеологической культуры в целостный педагогический процесс ДУ;

*создание валеологически развивающей среды в ДУ и педагогическая поддержка ребенка в ней.

*проектирование индивидуального психолого-педагогического-медико-валеологического сопровождения ребенка в ходе освоения валеологической культуры.

Литература: Журнал «Дошкольное воспитание» 2004, №11.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.